История парфюмерных ароматов начинается в глубокой античности. Уже в 3000 году до рождества Христова встречались первые коммерческие парфюмерные товары, которые предположительно были изготовлены на основе специй, смол, ароматических и пахучих растений и фруктов. Оливковое и кунжутное масла были использовались как косметическая база в которую добавляли отдушки и полученным продуктом торговали с соседними племенами.

В древнем Египте, как нам известно, существовала традиция хоронить усопших с различными драгоценностями. В захоронения попадали золото, ювелирные изделия, необходимые предметы обихода. В том числе в захоронениях богатых египтян встречались редкие и ценные парфюмерные изделия. Фараоны, которых готовили к хорошей жизни, хоронили с целым несессером. В 1922 году, когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, Лорд Карнарвон и Говард Картер отметили тонкий, но весьма ощутимый запах ладана. В те дни душистые специи и ароматические травы были доступны лишь богачам и были непременным атрибутом для путешествия в загробный мир.

В античной Греции душистые цветы и семена являлись валютой. Майоран, лилии, тмин, шалфей, анис, корица, роза, ирис и другие пахучие материалы без труда продавались на открытом рынке. Оливковое, касторовое или миндальное масло использовалось для создания паст и смесей, в которые добавлялись ароматические отдушки. Эти пасты и смеси, в свою очередь, добавляли в мыло, очистители для волос, а так же в крема по уходу за кожей и телом. Когда аристократы увидели, насколько успешны ароматические продукты, они приняли все необходимые шаги для своего обогащения. В античном Риме происходили подобные перемены. И до наших дней в библейских темах специи и редкие ароматы являлись подарками и подношениями младенцу Христу. Мирра и ладан подносились волхвами как нечто, более драгоценное, чем золото.

С изобретением процесса перегонки и изготовлением алкоголя был создан удобный метод, который позволил довести до покупателей ароматические материалы и масляные эссенции в виде парфюмерной продукции, к которой мы привыкли в современном виде. С открытием Китая итальянским торговцем и исследователем Марко Поло в 1250 году специи и другие парфюмерные материалы начали продавать на всей территории известного на тот момент мира. Но настоящий взрыв на рынке мировой торговли парфюмерными материалами произошел в 1492 году, когда Христофор Колумб в поисках короткого пути для восточной торговли специями, попал в новый мир, богатый своими собственными ароматическими растениями и съедобными фруктами и орехами – отличной материалами для отдушек и добавок.

Но время не стоит на месте, и настало время индустриальной революции. Были разработаны новые методы и технологии, которые позволили получать более чистые экстракты и сразу перерабатывать их в ценные компоненты, которые в дальнейшем использовались для изготовления парфюмерии. Правда до сих пор технология была слишком дорогой и основными покупателями все еще были зажиточные люди. Сегодня у нас есть процветающая, конкурентная парфюмерно-косметическая индустрия, позволяющая приобретать парфюмерно-косметические изделия людям с любым уровнем дохода.

Парфюмерная индустрия – это область индустрии, объемом в 15 миллиардов долларов только в США. При этом в данной индустрии соотношении изготовления отдушек и непосредственно парфюмерии примерно равное. В процентном выражении, глобальные продажи по регионам выглядят приблизительно следующим образом:

Северная Америка 32%
Западная Европа 26%
Азия/Восток 24%
Южная Америка 7%
Ближний Восток 6%
Восточная Европа 5%

Если же мы хотим посмотреть на более реальные цифры общего мирового объема, то цифра приблизится к 30 миллиардам долларов США. Но надо учитывать, что оборот парфюмерной продукции в этой цифре составляет только 45%. Остальные 55% это ароматические добавки. 39% принадлежит компании Кока-Кола, 16% Пепси.

Автор: Ник Моранте (Nick Morante)

Перевод: Михаил Шабалин

Компания«Элит-Галанд»